Мы были первыми

Когда в конце 90-х прозвучало предложение о создании курсов керамики, мы имели расплывчатое представление о формате обучения, а от этого зависела разработка программы.

Самое главное для организации курсов у нас было:

  • мощная база в виде Центра ремесел
  • поддержка префектуры, «Хорсса» и «Зет-керамики»
  • маститые керамисты, часть которых уже вела преподавательскую деятельность
  • желание поделиться своими знаниями с миром.

Неожиданно для нас профессионализм явился помехой в составлении программы. Большой пласт знаний у мастеров перешел в разряд само собой разумеющегося. Упускались мелочи, сидящие в подсознании, а мысли концентрировались на глобальных задачах. Программа угрожающе росла, и возникла необходимость привести в согласие объем информации и возможность усвоения материала в короткий срок.

Сложность заключалась еще и в том, что до нас еще не было опыта создания курсов керамики. Существовали высшие учебные заведения, профильные училища и техникумы, студии творчества, мастер-классы и кружки. У одних программа была слишком сложной и профессиональной, у других слишком узкой, у третьих вообще не было никакой программы.

Изучение зарубежного опыта дало кое-какие наметки, но в целом не подходило для нашей цели – в короткий срок научить изготовлению керамических изделий и пониманию керамических процессов.

Подразумевалось, что основой курсов должна быть Практика. А как иначе? Ремесло так и передается - из рук в руки. В этом была главная трудность, ведь направлений великое множество, и каждое до недавнего времени развивалось самостоятельно. И мы решили сосредоточиться на вычленении базовых техник, которые послужили бы основой ремесла.
А как быть с теоретической подготовкой? Здравый смысл подсказывал, что совсем без нее – нельзя, иначе на выходе мы будем иметь «слепых» керамистов. С другой стороны возникал вопрос, а сумеем ли мы убедить слушателей в необходимости этих знаний, сможем ли заинтересовать их скучноватыми подробностями физико-химических процессов?
После долгих раздумий и споров, неожиданно пришло решение: а что если пройти весь путь развития керамики? Шаг за шагом. От простого к сложному. От архаики до наших дней.

У нас даже зачесались руки от возможностей – это убивало не одного зайца: и изучение основных техник формования и декорирования, и включение в работу различных материалов, и возможности комбинирования приемов.
Так появились Курсы керамики для любознательных и неленивых.

Занятия уже первой группы показали высокую продуктивность схемы. Мы глубоко признательны нашим первым ученикам! И за понимание, и за помощь, которую они нам оказывали в обкатке программы. Они учились у нас керамике, а мы учились у них преподаванию.
Именно с подачи наших первых учеников, родились курсы специализации. И на втором году существования Курсы превратились в Учебно-Консультативный Центр, который продолжает развиваться.

Хронология событий.

  • 1997   предложение о создании курсов керамики.
  • 1998   разработка программы курса "Основы работы с керамикой"
  • 1999   получение лицензии и начало работы
  • 2000   внедрение курсов второго уровня "Ручная лепка" и "Гончарное дело"
  • 2001   образование консультативного центра и индивидуальныз программ
  • 2002   эксперименты по созданию краткосрочных курсов
  • 2003    
  • 2005   организация тематических экскурсий для школьников по программе "Стань мастером"
  • 2008   организация бесплатных онлайн консультаций
  • 2010   образование детской студии творчества
  • 2011   осуществлена программа поддержки социально незащищенных слоев населения.